Модель накопления знаний в научной школе в результате самоорганизации процесса обмена информации
Ключевые слова:
научная школа, носители знаний, агенты, математическая модель, обмен и накопление знаний, системный подход, самоорганизация, многосвязные процессыАннотация
В статье впервые предложена нелинейная многосвязная мультиагентная модель накопления знаний в научной школе в результате самоорганизации процесса обмена научной информацией. Выделены три группы агентов (научных сотрудников) как носителей знаний, которые нелинейно взаимодействуют между собой и контролируют свою деятельность по накоплению знаний. При этом рассматриваются два режима процесса обмена научной информацией агентами: свободный (в форме дискуссий) и деловой (в форме выполнения совместного проекта). Предложенные модели носят абстрактно-обобщающий характер, представляют собой систему нелинейных дифференциальных уравнений, описывающих процессы накопления знаний в результате обмена научной информацией с соблюдением сложившихся структурных отношений между агентами научной школы. Данная статья преследует цель раскрытия сущности сложного механизма процесса накопления знаний в научной школе за счет различных форм активного взаимодействия агентов, представляющих собой единство «человек-ЭВМ-база знаний».Литература
1. Кун Т. Структура научных революций // М.: АСТ Москва. 2009. 320 с.
2. Служба в двух академиях. Юсупов Рафаэль Мидхатович: к 80-летию со дня рождения и 55-летию науч.-пед. деятельности: сост. Д. В. Бакурадзе, Р.И. Белова // СПб.: Анатолия. 2014. 272 с.
3. Юсупов Р.М. Наука и национальная безопасность. 2-е издание переработанное и дополненное. СПб.: Наука, 2011. 369 с.
4. Лебедев С.А. Российская наука и образование: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 82–89.
5. Лебедев С.А. Философия науки: 5-е изд., перераб. и доп // М.: Академический проект. Альма Матер. 2007. 731 с.
6. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учеб. Пособие // М.: ИНФРА-М, 2010. 272 с.
7. Панов А.Д. Макроэволюция и наука // Науковедческие исследования. 2013. С. 225‒256.
8. Ильясов Б.Г., Герасимова И.Б., Мухамедрахимова Л.Н. Особенности моделирования социальной творческой личности // Вестник УГАТУ. 2014. Вып. 18. № 1(62). С. 156–160.
9. Васильев В.И., Котенко П.С. История и перспективы развития вычислительной техники: 2-ое издание, переработанное и дополненное // М.: Машиностроение, 2013. 496 с.
10. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник / Под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова // М.: Высш. шк. 2004. 616 с.
11. Граждан В.Д. Социология управления: учебник: 2-е изд., перераб. // М.: КНОРУС. 2009. 512 с.
12. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований: учебное пособие: 5-е изд. Москва: Дашков и К. 2014. 244 с.
13. Бажанов В.А. Рефлексия в современном науковедении // Рефлексивные процессы и управление. 2002. Вып. 2. № 2. С. 73–89.
14. Трубецков Д.И., Мчедлова Е.С., Красичков Л.В. Введение в теорию самоорганизации открытых систем: 2-е изд. перераб. и доп. // М.: Издательство Физико-математической литературы. 2005. 212 с.
15. Яблонский А.И. Модели и методы исследования науки // М.: Эдуториал УРСС. 2001. 400 с.
16. Шарабчиев Ю.Т. Аттестация научных кадров: количество и качество научных публикаций и результатов научной деятельности // Медицинские новости. 2015. № 1. С. 21–32.
17. Софронов И.Д. Избранные труды. Математическое моделирование и вычислительные системы // Саров: ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ». 2005. 564 с.
18. Безручко Б.П. и др. Путь в синергетику. Экскурс в десяти лекциях // М.: КомКнига. 2010. 304 с.
19. Малинецкий Г.Г. Математические основы синергетики. Хаос, структуры, вычислительный эксперимент // М.: Либроком. 2015. 310 с.
20. Трубецков Д.И. Введение в синергетику. Хаос и структуры // М.: Либроком. 2014. 210 с.
21. Кохановский В.П. Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов: изд. 3-е. // Ростов-на-Дону: Феникс. 2006. 608 с.
22. Основы науковедения // Москва: «Наука». 1985. 431 с.
2. Служба в двух академиях. Юсупов Рафаэль Мидхатович: к 80-летию со дня рождения и 55-летию науч.-пед. деятельности: сост. Д. В. Бакурадзе, Р.И. Белова // СПб.: Анатолия. 2014. 272 с.
3. Юсупов Р.М. Наука и национальная безопасность. 2-е издание переработанное и дополненное. СПб.: Наука, 2011. 369 с.
4. Лебедев С.А. Российская наука и образование: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 82–89.
5. Лебедев С.А. Философия науки: 5-е изд., перераб. и доп // М.: Академический проект. Альма Матер. 2007. 731 с.
6. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учеб. Пособие // М.: ИНФРА-М, 2010. 272 с.
7. Панов А.Д. Макроэволюция и наука // Науковедческие исследования. 2013. С. 225‒256.
8. Ильясов Б.Г., Герасимова И.Б., Мухамедрахимова Л.Н. Особенности моделирования социальной творческой личности // Вестник УГАТУ. 2014. Вып. 18. № 1(62). С. 156–160.
9. Васильев В.И., Котенко П.С. История и перспективы развития вычислительной техники: 2-ое издание, переработанное и дополненное // М.: Машиностроение, 2013. 496 с.
10. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник / Под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова // М.: Высш. шк. 2004. 616 с.
11. Граждан В.Д. Социология управления: учебник: 2-е изд., перераб. // М.: КНОРУС. 2009. 512 с.
12. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований: учебное пособие: 5-е изд. Москва: Дашков и К. 2014. 244 с.
13. Бажанов В.А. Рефлексия в современном науковедении // Рефлексивные процессы и управление. 2002. Вып. 2. № 2. С. 73–89.
14. Трубецков Д.И., Мчедлова Е.С., Красичков Л.В. Введение в теорию самоорганизации открытых систем: 2-е изд. перераб. и доп. // М.: Издательство Физико-математической литературы. 2005. 212 с.
15. Яблонский А.И. Модели и методы исследования науки // М.: Эдуториал УРСС. 2001. 400 с.
16. Шарабчиев Ю.Т. Аттестация научных кадров: количество и качество научных публикаций и результатов научной деятельности // Медицинские новости. 2015. № 1. С. 21–32.
17. Софронов И.Д. Избранные труды. Математическое моделирование и вычислительные системы // Саров: ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ». 2005. 564 с.
18. Безручко Б.П. и др. Путь в синергетику. Экскурс в десяти лекциях // М.: КомКнига. 2010. 304 с.
19. Малинецкий Г.Г. Математические основы синергетики. Хаос, структуры, вычислительный эксперимент // М.: Либроком. 2015. 310 с.
20. Трубецков Д.И. Введение в синергетику. Хаос и структуры // М.: Либроком. 2014. 210 с.
21. Кохановский В.П. Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов: изд. 3-е. // Ростов-на-Дону: Феникс. 2006. 608 с.
22. Основы науковедения // Москва: «Наука». 1985. 431 с.
Опубликован
2016-08-01
Как цитировать
Ильясов, Б. Г., Герасимова, И. Б., Карамзина, А. Г., & Суяргулова, Ю. Р. (2016). Модель накопления знаний в научной школе в результате самоорганизации процесса обмена информации. Труды СПИИРАН, 4(47), 144-162. https://doi.org/10.15622/sp.47.8
Раздел
Методы управления и обработки информации
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).