Формализованные подходы к исследованию точности моделей экономических систем
Ключевые слова:
точность исходной информации, оптимальная сложность модели, метод линеаризации, ошибки расчета, методические ошибки, результативность операцииАннотация
В статье на примерах наиболее распространенных на микро- и макроуровнях экономико-математических моделей предложен подход к построению методики «оптимальной сложности», обеспечивающей минимальную величину суммарной ошибки при заданной продолжительности решения информационно-расчетных задач в рамках модельных исследований организационно-экономических систем. Кроме того, данный подход позволяет обосновать требования к точности входной информации. Показано, что для обеспечения рационального уровня точности моделирования орган управления (заказчик модели) должен учитывать складывающиеся в реальности соотношения точности исходной информации, структурной точности модели, функциональной точности модели и точности вычислительных алгоритмов.Литература
1. Юсупов Р.М., Розенвассер Е.Н. Чувствительность систем управления // М.: Наука. 1981. 464 с.
2. Кобринский А.Е. Точность экономико-математических моделей // М.: Финансы и статистика. 1981. 255 с.
3. Заболотский В.П., Оводенко А.В. Математические модели в управлении // СПб: ГУАП. 2003. 196 с.
4. Фомин Г.П. Экономико-математические методы и модели в коммерческой деятельности // М.: Финансы и статистика. 2014. 464 с.
5. Петухов Г.Б., Якунин В.И. Методологические основы внешнего проектирования целенаправленных процессов и целеустремленных систем // М.: АСТ. 2006. 502 с.
6. Припадчев А.Д. Математическое моделирование структуры парка воздушных судов на основе симплекс-метода // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2010. . №2(97). С. 117–120.
7. Глухов В.В., Медников М.Д., Коробко С.Б. Математические методы и модели для менеджмента // СПб: Лань. 2007. 528 с.
8. Александров А.Э., Якушев Н.В. Стохастическая постановка динамической транспортной задачи с задержками с учетом разброса времени доставки // Управление большими системами. 2006. №12–13. С. 5–14.
9. Бородинова И.А., Сараев Л.А. Стохастические транспортные задачи // Вестник Самарского ГУ. 2010. №7(81). С.1–20.
10. Буре В.Н., Мазалов В.В. Вычисление пассажиропотоков в транспортных системах // Управление большими системами. 2014. №47. С.77–91.
11. Елисеев А.С., Гитман М.Б. Оценка устойчивости производственного плана с учетом стохастичности ресурсных ограничений // Управление большими системами. 2013. №42. С.252–272.
12. Максимцева И.А. Основы наукоемкой экономики (Знания, Креативность, Инновации) // М.: Лань. 2011. 456 с.
13. Ерихов М.М., Карасева Е.В., Татарников М.А. Оптимизация маршрутных расписаний городского пассажирского транспорта // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2008. №3(56). С.121–124.
14. Герасимов Б.И. Модели погрешностей оценки качества: монография // Тамбов: ТГТУ. 2009. 180 с.
15. Максимова Т.Г., Шаныгин С.И. Учет устойчивости при моделировании организационных систем // Социально-экономические проблемы развития современного общества: сборник научных трудов. СПб.: СПбТЭИ 2005. С. 51–52.
16. Калинин В.В. Модель Альтмана на примере условной компании «Бизнес» // Консультант. 2006. №19. С.19–24.
17. Крюков А.Ф. Анализ методик прогнозирования критических ситуаций коммерческих организаций с использованием финансовых индикаторов // Менеджмент в России и за рубежом. 2001 .№2. С. 25–34.
2. Кобринский А.Е. Точность экономико-математических моделей // М.: Финансы и статистика. 1981. 255 с.
3. Заболотский В.П., Оводенко А.В. Математические модели в управлении // СПб: ГУАП. 2003. 196 с.
4. Фомин Г.П. Экономико-математические методы и модели в коммерческой деятельности // М.: Финансы и статистика. 2014. 464 с.
5. Петухов Г.Б., Якунин В.И. Методологические основы внешнего проектирования целенаправленных процессов и целеустремленных систем // М.: АСТ. 2006. 502 с.
6. Припадчев А.Д. Математическое моделирование структуры парка воздушных судов на основе симплекс-метода // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2010. . №2(97). С. 117–120.
7. Глухов В.В., Медников М.Д., Коробко С.Б. Математические методы и модели для менеджмента // СПб: Лань. 2007. 528 с.
8. Александров А.Э., Якушев Н.В. Стохастическая постановка динамической транспортной задачи с задержками с учетом разброса времени доставки // Управление большими системами. 2006. №12–13. С. 5–14.
9. Бородинова И.А., Сараев Л.А. Стохастические транспортные задачи // Вестник Самарского ГУ. 2010. №7(81). С.1–20.
10. Буре В.Н., Мазалов В.В. Вычисление пассажиропотоков в транспортных системах // Управление большими системами. 2014. №47. С.77–91.
11. Елисеев А.С., Гитман М.Б. Оценка устойчивости производственного плана с учетом стохастичности ресурсных ограничений // Управление большими системами. 2013. №42. С.252–272.
12. Максимцева И.А. Основы наукоемкой экономики (Знания, Креативность, Инновации) // М.: Лань. 2011. 456 с.
13. Ерихов М.М., Карасева Е.В., Татарников М.А. Оптимизация маршрутных расписаний городского пассажирского транспорта // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2008. №3(56). С.121–124.
14. Герасимов Б.И. Модели погрешностей оценки качества: монография // Тамбов: ТГТУ. 2009. 180 с.
15. Максимова Т.Г., Шаныгин С.И. Учет устойчивости при моделировании организационных систем // Социально-экономические проблемы развития современного общества: сборник научных трудов. СПб.: СПбТЭИ 2005. С. 51–52.
16. Калинин В.В. Модель Альтмана на примере условной компании «Бизнес» // Консультант. 2006. №19. С.19–24.
17. Крюков А.Ф. Анализ методик прогнозирования критических ситуаций коммерческих организаций с использованием финансовых индикаторов // Менеджмент в России и за рубежом. 2001 .№2. С. 25–34.
Опубликован
2016-08-01
Как цитировать
Бураков, В. В., Волков, В. Ф., Потрясаев, С. А., Салухов, В. И., & Шедько, Н. А. (2016). Формализованные подходы к исследованию точности моделей экономических систем. Труды СПИИРАН, 4(47), 192-210. https://doi.org/10.15622/sp.47.10
Раздел
Методы управления и обработки информации
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).