Многоагентная интеллектуальная система дистанционного обучения
Аннотация
В последние несколько десятилетий большое количество исследовательских проектов было посвящено различным аспектам организации обучающих систем. Благодаря развитию сетевых технологий и Интернет интеллектуальные системы дистанционного обучения становятся все более востребованными в различных учебных и производственных организациях. Их использование позволяет производить процесс обучения «виртуально» — не требуя личного присутствия преподавателя и учащихся в учебном помещении. Как правило, такие системы имеют распределенную архитектуру. Данный факт мотивировал выполнение исследования, в ходе которого был проведен анализ возможности использования многоагентных технологий в интеллектуальных системах дистанционного обучения. В данной статье предложена общая архитектура сообщества агентов для таких систем и представлен исследовательский прототип системы, моделирующий взаимодействие агентов для управления интерфейсом учащегося на основе реализации нескольких педагогических стратегий.Литература
ADL Technical Team: SCORM Specification 2004 2nd Edition [Электронный ресурс] // < http: // www.adlnet.org> (по состоянию на 31.03.2006).
Alvarez A, Fernández-Castro I., Urretavizcaya M. Adaptive Learning Based on Variable Student and Domain Models in Magadi // Proceedings of the IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies (ICALT’2004). Joensuu, Finland. August 30–September 1, 2004. P. 844–845.
Aroyo L., Dicheva D. The New Challenges for E-learning: The Educational Semantic Web // Educational Technology & Society. 2004. Vol. 7, no. 4. P. 59–69.
Blank G., Parvez S., Wei F., Moritz S. H. A Web-based ITS for OO Design // Proceedings of Workshop on Adaptive Systems for Web-based Education at 12th International Conference on Artificial Intelligence in Education (AIED'2005). Amsterdam, the Netherland. July 18, 2005. P. 59–64.
Chou C. Y., Chan T. W., Lin C. J. Redefining the Learning Companion: the Past, Present, and Future of Educational Agents // Computers & Education. 2003. No. 40. P. 255–269.
Dos Santos C.T., Frozza R., Dhamer A., Gaspary L. P. DORIS — Pedagogical Agent in Intelligent Tutoring Systems // Lecture Notes in Computer Science. 2002. Vol. 2363. P. 91–104.
Felder R., Silverman L. Learning and Teaching Styles in Engineering Education // Engineering Education. 1988. Vol. 78, no. 7. P. 674–681.
IEEE Standard for Learning Object Metadata [Электронный ресурс] // < http: // grouper. ieee.org/groups/ltsc/wg12> (по состоянию на 31.03.2006).
JADE: Java Agent DEvelopment Framework [Электронный ресурс] // < http: // jade.tilab.com> (по состоянию на 31.03.2006).
Kabassi K., Virvou M. Using Web Services for Personalized Web-based Learning // Educational Technology & Society. 2003. Vol. 6, no. 3. P. 61–71.
Peсa C., Marzo J., de la Rosa J. Curriculum Sequencing for an e-learning System Based on Learning Styles // Proceedings of 5th International Conference on Information Technology Based Higher Education & Training (ITHET 2004). Istambul, Turkey. May 31–June 2, 2004. P. 167–172.
Mazza R., Dimitrova V. Visualising Student Tracking Data to Support Instructors in Web-Based Distance Education // Proceedings of the 13th International World Wide Web Conference (WWW04). New York, USA. May 17–22, 2004. P. 154–161.
Mitrovic A., Devedzic V. A Model of Multitutor Ontology-Based Learning Environments // International Journal of Continuing Engineering Education and Lifelong Learning. 2004. Vol. 14, no. 3. P. 229–245.
Mizoguchi R., Bourdeau J. Using Ontological Engineering to Overcome Common AI-ED Problems // International Journal of AIED. 2000. Vol. 11, no. 2. P. 107–121.
Reyes R., Sison R. Case-Based Reasoning Approach to an Internet Agent-based Tutoring System // Proceedings of the World Conference on Artificial Intelligence in Education (AIED 2001). San Antonio, USA. May 19–23, 2001. P. 122–129.
Specifications of IMS Global Learning Consortium, Inc. [Электронный ресурс] // < http: // www.imsglobal.org> (по состоянию на 31.03.2006).
Vasilakos T., Devedzic V., Kinshuk, Pedrycz W. Computational Intelligence in Web-Based Education: A Tutorial // Journal of Interactive Learning Research. 2004. Vol. 15, no. 4. P. 299–318.
Vassileva J., Deters R., Greer J., McCalla G, Kumar V., Mudgal C. A Multi-Agent Architecture for Peer-Help in a University Course // Proceedings of the Workshop on Pedagogical Agents at the 4th International Conference on Intelligent Tutoring Systems (ITS’98). San Antonio, USA. August 16–19, 1998. P. 64–68.
Wooldridge M. Jennings N. Agent Theories, Architecture, and Languages: A survey // Lecture Notes in Artificial Intelligence, 1995. Vol. 890. P. 1–39.
Гаврилова Т. А. Онтологический подход к управлению знаниями при разработке корпоративных информационных систем // Новости искусственного интеллекта. 2003. № 2. С. 24– 30.
Городецкий В. И., Карсаев О. В., Котенко И. В., Хабалов А. В. MAS DK: инструментарий для разработки многоагентных систем и примеры приложений // Труды Международного конгресса «Искусственный интеллект в XXI веке». Дивноморское, Россия. 3–8 сентября, 2001. С. 249–262.
Келеберда И. Н., Лесная Н. С., Репка В. Б. Использование мультиагентного онтологического подхода к созданию распределенных систем дистанционного обучения // Образовательные технологии и общество. 2004. Т. 7, № 2. С. 190–205.
Котенко И. В. Многоагентные технологии анализа уязвимостей и обнаружения вторжений в компьютерных сетях // Конфидент. 2004. Часть 1, № 2. С. 72–76; часть 2, № 3. С. 78–82.
Левашова Т. В. Принципы управления онтологиями, используемые в среде интеграции знаний // Труды СПИИРАН / Под ред. Р.М. Юсупова. СПб.: СПИИРАН. 2002. Вып. 1, т. 2. С. 51–68.
Смирнов А. В., Пашкин М. П., Шилов Н. Г., Левашова Т. В. Управление онтологиями // Известия РАН. «Теория и системы управления». 2003. Часть 1, № 4. С. 132–146; часть 2, № 5. С. 89–101.
Alvarez A, Fernández-Castro I., Urretavizcaya M. Adaptive Learning Based on Variable Student and Domain Models in Magadi // Proceedings of the IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies (ICALT’2004). Joensuu, Finland. August 30–September 1, 2004. P. 844–845.
Aroyo L., Dicheva D. The New Challenges for E-learning: The Educational Semantic Web // Educational Technology & Society. 2004. Vol. 7, no. 4. P. 59–69.
Blank G., Parvez S., Wei F., Moritz S. H. A Web-based ITS for OO Design // Proceedings of Workshop on Adaptive Systems for Web-based Education at 12th International Conference on Artificial Intelligence in Education (AIED'2005). Amsterdam, the Netherland. July 18, 2005. P. 59–64.
Chou C. Y., Chan T. W., Lin C. J. Redefining the Learning Companion: the Past, Present, and Future of Educational Agents // Computers & Education. 2003. No. 40. P. 255–269.
Dos Santos C.T., Frozza R., Dhamer A., Gaspary L. P. DORIS — Pedagogical Agent in Intelligent Tutoring Systems // Lecture Notes in Computer Science. 2002. Vol. 2363. P. 91–104.
Felder R., Silverman L. Learning and Teaching Styles in Engineering Education // Engineering Education. 1988. Vol. 78, no. 7. P. 674–681.
IEEE Standard for Learning Object Metadata [Электронный ресурс] // < http: // grouper. ieee.org/groups/ltsc/wg12> (по состоянию на 31.03.2006).
JADE: Java Agent DEvelopment Framework [Электронный ресурс] // < http: // jade.tilab.com> (по состоянию на 31.03.2006).
Kabassi K., Virvou M. Using Web Services for Personalized Web-based Learning // Educational Technology & Society. 2003. Vol. 6, no. 3. P. 61–71.
Peсa C., Marzo J., de la Rosa J. Curriculum Sequencing for an e-learning System Based on Learning Styles // Proceedings of 5th International Conference on Information Technology Based Higher Education & Training (ITHET 2004). Istambul, Turkey. May 31–June 2, 2004. P. 167–172.
Mazza R., Dimitrova V. Visualising Student Tracking Data to Support Instructors in Web-Based Distance Education // Proceedings of the 13th International World Wide Web Conference (WWW04). New York, USA. May 17–22, 2004. P. 154–161.
Mitrovic A., Devedzic V. A Model of Multitutor Ontology-Based Learning Environments // International Journal of Continuing Engineering Education and Lifelong Learning. 2004. Vol. 14, no. 3. P. 229–245.
Mizoguchi R., Bourdeau J. Using Ontological Engineering to Overcome Common AI-ED Problems // International Journal of AIED. 2000. Vol. 11, no. 2. P. 107–121.
Reyes R., Sison R. Case-Based Reasoning Approach to an Internet Agent-based Tutoring System // Proceedings of the World Conference on Artificial Intelligence in Education (AIED 2001). San Antonio, USA. May 19–23, 2001. P. 122–129.
Specifications of IMS Global Learning Consortium, Inc. [Электронный ресурс] // < http: // www.imsglobal.org> (по состоянию на 31.03.2006).
Vasilakos T., Devedzic V., Kinshuk, Pedrycz W. Computational Intelligence in Web-Based Education: A Tutorial // Journal of Interactive Learning Research. 2004. Vol. 15, no. 4. P. 299–318.
Vassileva J., Deters R., Greer J., McCalla G, Kumar V., Mudgal C. A Multi-Agent Architecture for Peer-Help in a University Course // Proceedings of the Workshop on Pedagogical Agents at the 4th International Conference on Intelligent Tutoring Systems (ITS’98). San Antonio, USA. August 16–19, 1998. P. 64–68.
Wooldridge M. Jennings N. Agent Theories, Architecture, and Languages: A survey // Lecture Notes in Artificial Intelligence, 1995. Vol. 890. P. 1–39.
Гаврилова Т. А. Онтологический подход к управлению знаниями при разработке корпоративных информационных систем // Новости искусственного интеллекта. 2003. № 2. С. 24– 30.
Городецкий В. И., Карсаев О. В., Котенко И. В., Хабалов А. В. MAS DK: инструментарий для разработки многоагентных систем и примеры приложений // Труды Международного конгресса «Искусственный интеллект в XXI веке». Дивноморское, Россия. 3–8 сентября, 2001. С. 249–262.
Келеберда И. Н., Лесная Н. С., Репка В. Б. Использование мультиагентного онтологического подхода к созданию распределенных систем дистанционного обучения // Образовательные технологии и общество. 2004. Т. 7, № 2. С. 190–205.
Котенко И. В. Многоагентные технологии анализа уязвимостей и обнаружения вторжений в компьютерных сетях // Конфидент. 2004. Часть 1, № 2. С. 72–76; часть 2, № 3. С. 78–82.
Левашова Т. В. Принципы управления онтологиями, используемые в среде интеграции знаний // Труды СПИИРАН / Под ред. Р.М. Юсупова. СПб.: СПИИРАН. 2002. Вып. 1, т. 2. С. 51–68.
Смирнов А. В., Пашкин М. П., Шилов Н. Г., Левашова Т. В. Управление онтологиями // Известия РАН. «Теория и системы управления». 2003. Часть 1, № 4. С. 132–146; часть 2, № 5. С. 89–101.
Опубликован
2006-02-01
Как цитировать
Пашкин,. (2006). Многоагентная интеллектуальная система дистанционного обучения. Труды СПИИРАН, 1(3), 126-137. https://doi.org/10.15622/sp.3.7
Раздел
Статьи
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).