Универсальные структуры и их функции в ментальном лексиконе билингва
Ключевые слова:
билингвизм, двуязычный ментальный лексикон, ассоциативно-вербальная сеть, механизм межъязыкового взаимодействия, универсальная структура, узел сети, межузловая связь, распределение информацииАннотация
В статье исследуются универсальные структуры и их функции в ментальном лексиконе взрослого, изучающего иностранный язык в учебных условиях. Модель ментального лексикона билингва в виде ассоциативно-вербальной сети строится на основе материалов свободных ассоциативных экспериментов, полученных от русскоязычных испытуемых на разных этапах обучения английскому языку (начальный и продвинутый этапы). За универсальные структуры ментального лексикона принимаются локальные группировки разнокодовых узлов, объединенные общим, интегральным значением, которое распределяется по двум межузловым связям. Исследование показывает, что универсальные структуры стабильно функционируют в ментальном лексиконе на разных этапах обучения; формируются в направлении от поверхностного языкового уровня к глубинному; выполняют связующую, интегрирующую и медиативную функции; обеспечивают процессы межъязыкового взаимодействия систем Я1 и Я2.Литература
Доценко Т.И., Лещенко Ю.Е. Формирующийся иноязычный сублексикон взрослого: начальный этап // Вопросы психолингвистики. №9. 2009. С. 138-150
Ерофеева Е.В., Пепеляева Е.А. Структура семантического поля «человек» в сознании носителей русского языка // Вестник Пермского Университета. Российская и зарубежная филология. Пермь, 2011. Вып.1(13). С.7-19
Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М: Российск.гос. гуманит. ун-т, 1999. 382 с.
Залевская А.А. Вопросы теории двуязычия. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. 144 с.
Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М: Институт русского языка РАН, 1999. 180 с.
Крысин Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография. М: Академия, 2007. 240 с.
Кузнецова Т.Д. Психолингвистический анализ ошибок внутриязыковой контаминации // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин, 1983. С.65-72
Новиков Л.А. Антонимия в русском языке (семантический анализ противоположности в лексике). М: изд-во МГУ, 1973. 260 с.
Овчинникова И.Г., Береснева Н.И., Дубровская Л.А., Пенягина Е.Б. Лексикон младшего школьника. Пермь: изд-во Пермского ун-та, 2000. 312 с.
Пойменова А.А. Лексические ошибки в свете стратегий преодоления коммуникативных затруднений при пользовании иностранным языком: Автореф. Дис… канд. Филол. Наук. Тверь, 1999. 18 с.
Anderson J.R. A spreading activation theory of memory // Journal of Verbal Learning & Verbal Behavior, 22, 1983. Pp. 261-295
Balota D.A., Lorch R.F. Depth of automatic spreading activation: Mediated priming effects in pronunciation but not in lexical decision // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, & Cognition, 12, 1986. Pp. 336-345
Elman L. An alternative view of the mental lexicon // Trends in Cognitive Sciences, 2004. №8(7). Pp. 301–306
Gollan T., Forster K., Frost R. Translation priming with different scripts: Masked priming with cognates and noncognates in Hebrew-English bilinguals // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, & Cognition, 23(5), 1997. Pp. 1122-1139
Goral M., Levy E., Obler L., Cohen E. Cross-language lexical connections in the mental lexicon: evidence from a case of trilingual aphasia // Brain Language. 98(2). 2006. Pp. 235- 247
Jarvis S., Pavlenko A. Bidirectional transfer // Applied Linguistics. 23 (2). 2002. Pp. 190-214
Jarvis S., Pavlenko A. Crosslinguistic influence in language and cognition. New York: Routledge, 2008. 304 pp.
Marian V., Spivey M. Competing activation in bilingual language processing: Within- and between language competition // Bilingualism: Language and Cognition. No.6. 2003. Pp. 97–116
McClelland J. L., Rumelhart D. E. A simulation-based tutorial system for exploring parallel distributed processing // Behavior Research Methods, Instruments & Computers, 2, 1988. Pp. 263-275
McClelland J.L., Botvinick M.M., Noelle D.C., Plaut D. C., Rogers T.T., Seidenberg M.S., Smith L.B. Letting Structure Emerge: Connectionist and Dynamical Systems Approaches to Understanding Cognition // Trends in Cognitive Sciences, 14, 2010. Pp. 348-356
Saville-Troike M., Pan J., Dutovka N. Differential effects of L2 on children’s L1 developmental attrition // Southwest Journal of Linguistics, 1995. №14(1/2). Pp.125–149
Van Hell J., Dijkstra A. Foreign language knowledge can influence native language performance in exclusively native contexts // Psychonomic Bulletin and Review, 9, 2002. Pp. 780-789
Zareva A. Multicompetence and L2 users' associative links: being unlike nativelike // International Journal of Applied Linguistics. Volume 20/1, 2010. Pp. 2–22
Ерофеева Е.В., Пепеляева Е.А. Структура семантического поля «человек» в сознании носителей русского языка // Вестник Пермского Университета. Российская и зарубежная филология. Пермь, 2011. Вып.1(13). С.7-19
Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М: Российск.гос. гуманит. ун-т, 1999. 382 с.
Залевская А.А. Вопросы теории двуязычия. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. 144 с.
Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М: Институт русского языка РАН, 1999. 180 с.
Крысин Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография. М: Академия, 2007. 240 с.
Кузнецова Т.Д. Психолингвистический анализ ошибок внутриязыковой контаминации // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин, 1983. С.65-72
Новиков Л.А. Антонимия в русском языке (семантический анализ противоположности в лексике). М: изд-во МГУ, 1973. 260 с.
Овчинникова И.Г., Береснева Н.И., Дубровская Л.А., Пенягина Е.Б. Лексикон младшего школьника. Пермь: изд-во Пермского ун-та, 2000. 312 с.
Пойменова А.А. Лексические ошибки в свете стратегий преодоления коммуникативных затруднений при пользовании иностранным языком: Автореф. Дис… канд. Филол. Наук. Тверь, 1999. 18 с.
Anderson J.R. A spreading activation theory of memory // Journal of Verbal Learning & Verbal Behavior, 22, 1983. Pp. 261-295
Balota D.A., Lorch R.F. Depth of automatic spreading activation: Mediated priming effects in pronunciation but not in lexical decision // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, & Cognition, 12, 1986. Pp. 336-345
Elman L. An alternative view of the mental lexicon // Trends in Cognitive Sciences, 2004. №8(7). Pp. 301–306
Gollan T., Forster K., Frost R. Translation priming with different scripts: Masked priming with cognates and noncognates in Hebrew-English bilinguals // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, & Cognition, 23(5), 1997. Pp. 1122-1139
Goral M., Levy E., Obler L., Cohen E. Cross-language lexical connections in the mental lexicon: evidence from a case of trilingual aphasia // Brain Language. 98(2). 2006. Pp. 235- 247
Jarvis S., Pavlenko A. Bidirectional transfer // Applied Linguistics. 23 (2). 2002. Pp. 190-214
Jarvis S., Pavlenko A. Crosslinguistic influence in language and cognition. New York: Routledge, 2008. 304 pp.
Marian V., Spivey M. Competing activation in bilingual language processing: Within- and between language competition // Bilingualism: Language and Cognition. No.6. 2003. Pp. 97–116
McClelland J. L., Rumelhart D. E. A simulation-based tutorial system for exploring parallel distributed processing // Behavior Research Methods, Instruments & Computers, 2, 1988. Pp. 263-275
McClelland J.L., Botvinick M.M., Noelle D.C., Plaut D. C., Rogers T.T., Seidenberg M.S., Smith L.B. Letting Structure Emerge: Connectionist and Dynamical Systems Approaches to Understanding Cognition // Trends in Cognitive Sciences, 14, 2010. Pp. 348-356
Saville-Troike M., Pan J., Dutovka N. Differential effects of L2 on children’s L1 developmental attrition // Southwest Journal of Linguistics, 1995. №14(1/2). Pp.125–149
Van Hell J., Dijkstra A. Foreign language knowledge can influence native language performance in exclusively native contexts // Psychonomic Bulletin and Review, 9, 2002. Pp. 780-789
Zareva A. Multicompetence and L2 users' associative links: being unlike nativelike // International Journal of Applied Linguistics. Volume 20/1, 2010. Pp. 2–22
Опубликован
2013-04-01
Как цитировать
Доценко, Т. И., & Лещенко, Ю. Е. (2013). Универсальные структуры и их функции в ментальном лексиконе билингва. Труды СПИИРАН, 2(25), 371-384. https://doi.org/10.15622/sp.25.19
Раздел
Статьи
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).